Поездка в Оломоуц

Madina Samyltyrova
3 min readAug 20, 2021

--

Побег из пражской жары имел за цель поездку в столицу Оломоуцкого края, хотя казалось, что от жары не спрячешься нигде. Однако утро оказалось очень приятным. Я намеренно взяла билет на 6:12, ибо ранний подъем придает свой шарм поездке. Мне бы хотелось отправиться куда-нибудь далеко, приехать в международный аэропорт за три часа до полёта, чтобы было это всё: паспорт в руке, разноцветные чемоданы вокруг, какой-нибудь аккуратный господин в костюме, будто собирающийся на деловую встречу прямо у самолёта, макбуки, на которых смотрят кино: чем еще заняться, когда до регистрации ещё столько времени?

Но пока у меня один день выходной, я отправляюсь в мини-путешествие. На юг, в моравские края, через низкогорные ландшафты. Навстречу новому дню, так, что дорогу сопровождает поднимающееся солнце. До Оломоуца чуть больше двух часов пути, я включаю плейлист “Road trip”. Когда населенный пункт находится в часовой близости от Праги, только и успеваешь сесть в поезд и выйти обратно. А ты как-будто только хорошо расположился у окна. В этот раз растягиваем удовольствие.

Оломоуц, спасибо за слегка прохладное свежее утро. После знойной погоды прогулка у реки Моравы и дальше по паркам оказалась чудом. После обеда город всё-равно нагрелся, но мне хватило и того недолгого ветерка. На набережной я увидела пару парней, мило держащихся за руки и подумала: “Не жили бы вы так у нас в постсоветских странах. Не было вам счастья, может быть вас даже за людей не считали”. Хотя время наверняка всё поменяет. Как и облик самого города, когда здесь достроят новый район с современными домами. Прямо у вокзала какой-то кусочек нашей модной Астаны. Да, сегодняшнее — оно какое-то немного одинаковое.

Да и все эти исторические ратуши да башни тоже как на одно лицо. Подумаешь, еще один европейский городок, скажут некоторые. Но если так относиться к местам, то в чем смысл путешествий? Иногда, когда я слышу, как кто-то восхищается природой, возвращаясь из отпуска, я думаю: “А не везде ли красиво? Природа, она ведь прекрасна сама по себе, разве нет?” Что до рукотворных ландшафтов, мне кажется что нужно смотреть глубже архитектуры и достопримечательностей. А мы просто оставляем свои восхитительные взгляды на памятниках. Потом, будто утолив голод глаз, уезжаем снова за поиском нового. И так по тысячам памятников.

Может быть в оцепеневшем от глобальной пандемии мире есть еще шанс задуматься, может быть, путешествиям стало чего-то не хватать? Туристические города принимают толпы всё равно что женщины легкого поведения. Вон Прага: до того исфотографировали её центр, что никому из местных он не нравится. Даром что ошеломляющая архитектура и история: захочешь хорошей прогулки, проложишь маршрут мимо Вацлавской площади.

Перемещаемся в Оломоуц. Вроде всё тоже: центр, колона Пресвятой Троицы, старинные здания вокруг с россыпью кафе. Однако здесь улицы воспринимаются по-другому. Ты наедине с городом, с его жителями и историей. Ты садишься у Арионова фонтана и растягиваешь удовольствие от раскрывающихся перед тобой видов. Неторопясь исследуешь сады, примыкающие к реке. И дело не в размерах и не в том, что здесь меньше людей, а в том, что это просто другое место.

Я не бывалый путешественник, всего лишь любитель географии. Живу со своей философией, в которой каждая точка на карте по-своему особенна. Можете спросить: “А как сделать путешествия более осмысленными, чтобы они не превращались в очередные тысячи кадров, о которых забываешь?”. В моей копилке пока что три страны и десяток с лишним городов, и этого опыта хватает, чтобы быть уверенным в пространственной неповторимости.

Мой выбор пал на Оломоуц, потому что там проживает знакомая. Она рассказывала, как что бегает вечерам у реки, и я была там. На набережной. Проходила и думала, что жителям города хорошо жить так. У нас дома тоже есть набережная, но здесь Морава протекает прямо через центр, нешироким руслом разветвляясь на несколько малых. Разрезая рукотворные ландшафты небольшим количеством природы.

Идеально для того, кто не боится тихой жизни. Но в этой стране именно такую и предпочитают. Я только сейчас начинаю понимать местную культуру. Мне понадобился год. Спокойствие, уеденение с горами и лесами, час на себя, на одинокие и долгие прогулки, потом — на совместные пикники, но только с самыми близкими. Это то, чем пронизаны люди, расселившиеся между реками Лаба, Влтава и Морава. Попробуйте узнать их поближе, и вы почувствуете это настроение. И дух пеших маршрутов. Еще столько всего нужно познать, но подобные ценности весьма понятны. Мне тоже по нраву надеть кроссы, чтобы как можно с большим комфортом, да побольше шагов.

Что ж, отправляюсь дальше, исследовать и писать о наблюдениях. Я черкала этот сюжет в поезде, пока добиралась до ещё одного города. Но пока я возвратилась из Брна обратно в Прагу, накопились следующие впечатления. Я не выспалась, но побывала в хорошем небольшом путешествии.

--

--